Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 22.10 70.99 -0.0651
EUR 22.10 82.64 0.0237
Архив номеров

БОГОСЛОВКА

2016-03-15

В ХЛЕБ ДОБАВЬТЕ НАСТРОЕНИЕ!

Мы встретились в музее Раевского, в той его части, где собраны предметы старинной домашней утвари. Сохранилось приспособление – лопата, на которую сажали хлеб. Есть макет русской печки, и все напоминает о том, как жила Богословка сотни лет назад. Символична встреча именно здесь, поскольку сотрудницы музея Ольга Ивановна Карнаухова и Елена Ивановна Ивахнова являются хранительницами когда-то самого важного для хозяйки сельского дома ремесла – хлебопечения. «Как была я молодая, не умела хлеб я печь, а как только вышла замуж – на лопату, да и в печь».

Их прабабушки пекли хлеб, бабушки, мамы. Когда Оля и Лена были девчонками, постепенно надобность в этом отпала – в пекарнях вкусного хлеба пекли много, цены на него не росли, сельские женщины таким образом освобождались от трудоемкого занятия.

А в 90-х годах прошлого века семейные рецепты вновь пригодились. Ольга Ивановна объясняет это просто: «Жизнь заставила. В колхозе у наших мужей тогда зарплаты были никакие. А мы только семьи создали, надо было как-то экономить, что-то придумывать, выживать». Так на столах вновь появился деревенский хлеб.

Поскольку Ольга Ивановна с Еленой Ивановной и родственницы, и подружки, и кумовья, и соседи, трудные времена они переживали вместе, занявшись выпечкой тортов на заказ. Кризисы не могут остановить желание людей красиво оформлять самые торжественные события своей жизни. Поэтому на свадьбах, юбилеях, выпускных вечерах роскошные кондитерские изделия родственниц-подружек пользовались большим спросом. Пекли торты небольшие и двухъярусные, украшенные кремовыми розочками и листочками, сердечками и словами пожеланий (Лена – профессиональный кондитер).

Но вернемся к хлебу. Не все, признаются женщины, получилось с первого раза. Помнили, как управлялись с тестом бабушки и мамы, но «практического курса» не было. Постепенно, от одной выпечки к другой, опыт копился, процесс пошел как по маслу. Теперь обе стали признанными мастерицами хлебопечения. Елена Ивановна выпекает круглые караваи, Ольга Ивановна – кирпичики. На больших губкинских мероприятиях за их продукцией выстраивается очередь. Во время Губкинского карагода за богословским хлебом люди записываются заранее. На Боброводворской хлебной ярмарке однажды они вдвоем проводили мастер-класс. Желающих посмотреть, как асы просеивают муку, вымешивают тесто, оказалось немало.

Ко Дню села, а также к приезду туристов сельская администрация неизменно обращается к Карнауховой и Ивахновой с просьбой испечь хлеб. Они всегда откликаются – чтобы прославить родную Богословку, всегда готовы потрудиться. Ее они любят всей душой. Оля говорит: «Если бы не любили, в деревне бы не остались. Мы коренные, здесь родились и выросли, и нет для нас места лучше Богословки». Лена подхватывает: «Увидишь по телевизору, прочитаешь в газете про своих – на душе хорошо. Потому что все здесь – наше».

Главный секрет вкусного хлеба, по убеждению мастериц, это хорошее, ровное настроение. Тесто чувствует эмоциональное состояние человека, вместе с ним грустит и радуется, это проверено неоднократно.

Есть у них и свои вкусовые пристрастия. «Самый вкусный все-таки хлеб заварной, – считает Ольга Ивановна. – К тому же он долго не черствеет. Раньше дрожжи вообще не использовали, только хмель, гущу. Первый раз заварной у меня получился случайно: квас слишком густой вышел, решила использовать гущу на тесто. Случайно, но как вкусно! А вообще в Богословке такой хлеб изумительно печет Зиновия Васильевна Сасина, кстати, она тоже работает у нас в музее».

Когда дети приезжают из города (у Ольги Ивановны три сына, у Елены Ивановны две дочки), мамы обязательно выпекают хлеб и для них. Если возможности приехать нет, передают свеженький через знакомых. И дело теперь вовсе не в экономии, просто мамин хлеб – самый вкусный.

КЛАД СЕМЬИ САСИНЫХ

БогословкаДозвониться Сасиным по домашнему телефону можно только ближе к полуночи, когда они управятся со своим большим хозяйством и наконец соберутся отдыхать. Это их работа – дойное стадо коров, овцы, гуси, куры. Дело, которое требует много времени и сил, и уже много лет держит семью на плаву, позволяет планировать завтрашний день.

Во времена колхозов была другая работа. Сергей Николаевич с 13-летнего возраста на каникулах помогал в поле, был штурвальным на комбайне, отец-механизатор многому тогда научил. Вырос, стал водителем, но в уборочную страду неизменно садился в кабину комбайна, весной – на трактор, надо было готовить землю к севу. Старший брат Александр всегда был рядом, также владел всей техникой. Оба брата значились в передовиках. Отца не посрамили, в адрес сыновей он слышал только похвалу. Оба получили от колхоза дома. И можно бы жить так дальше, но настали другие времена.

Сегодняшняя ферма Веры Ивановны и Сергея Николаевича началась с одной коровы. В 1992 году, еще не зная, что впереди предстоят перемены не только в их жизни, но и во всей стране, они привели во двор Зорьку. Дети были маленькими, хотелось, чтобы росли они на натуральном молоке. Да и практически все в деревне держали тогда коров.

Первую телочку Зорька принесла на Рождество в 93-м. Тогда Вера Ивановна и Сергей Николаевич решили – где одна буренка, там и две. А через годы – где две, там и десять. Плюс молодняк – семь-восемь голов. «Что еще остается делать в деревне? Колхоз развалился, а жить надо, чем-то заниматься, – вспоминает начало фермерской деятельности Сасин. – Оформили ИП, стали реализовывать молоко. Кое-что из техники приобрели – трактор, косилку. Если вручную заготавливать сено и корма, то никаких сил не хватит. Сейчас вот взяли девять гектаров луга в аренду – сена нужно много».

Конечно, есть огород, где супруги выращивают овощи. На сад не хватает времени, надо бы обновить деревья. Но старый плодоносит, пока этого достаточно. На зиму Сасины замораживают много вишни, малины, ежевики. Для себя и сыновей, которые уже живут отдельно. Они с детства были для родителей помощниками, таковыми остаются и сегодня. Сенокос – дело общее, к приезду детей отец подготавливает фронт работ, и уже все вместе они убирают сено. В Доме культуры до сих пор вспоминают, как старший сын Сасиных Володя участвовал в художественной самодеятельности, однажды не смог быть на концерте – заходил дождь, и мальчик помчался на луг к отцу. Совсем еще ребенок, он уже тогда понимал, как нужна его помощь.

Эти ребята знают цену родительского труда. Мама и отец ни дня не проводили в праздности. У них даже, казалось бы, свободная минута заполнялась каким-то делом. Если отец не в поле и не в коровнике, значит, придумал себе очередную задачу. Например, он первым в Богословке обшил сайдингом свой дом, уже вслед за ним односельчане (понравилось!) перешли на такой стройматериал. Если мама не доит коров, не делает творог и сыр и не задает корм птице, значит, лепит любимые всеми домочадцами вареники с картошкой, причем столько, чтобы дети и с собой в город взяли. Или хлеб печет особенный, на гуще. Получается он очень вкусный, такого ни в одном магазине не купишь. Дела для Сасиных находятся всегда и в большом количестве.

Часто говорят: не нужен и клад, если в семье лад. Свой клад – друг друга – Сасины нашли почти 30 лет назад. В трудах-заботах, вместе в радости и огорчениях Вера Ивановна и Сергей Николаевич живут с тех пор. Через пару годков будут отмечать жемчужную свадьбу. Хотя так свежи в памяти и первая встреча, и белое платье невесты, и венчание в церкви на Украине (Вера оттуда родом). Воспоминания добрые, светлые, потому что живут люди в согласии друг с другом, одинаково мыслят, к одной цели идут.

ДОБРЫЙ ДОМ БАБЫ АНИ

БогословкаАнна Васильевна, склонившись над швейной машинкой, так увлеклась рукоделием, что не слышала стук в дверь. Увидев, что мы уже в доме, обрадовалась, как самым дорогим гостям.

Сразу вспомнилось, что односельчане рассказывали, как умеет она расположить к себе, как тянутся к ней ровесники и молодежь, как приятно общаться с таким человеком. Все верно рассказывали – добротой и открытой душой Анна Васильевна Андреева покоряет.

Ей хотелось обязательно угостить нас своими чудесными блинчиками с творогом, напоить чаем, показать, как обустроил двор ее сын Евгений Иванович, рассказать о житье-бытье. И, конечно же, многое вспомнить.

Выросла она в Чибисовке, в большой семье, где мама одна поднимала пятерых детей – отец погиб в 1944 году на фронте. Легко не было никогда. В поле работала, телятницей и дояркой была, потом двадцать лет – заведующей фермой. Колхозное начальство, назначившее Андрееву на эту должность, не прогадало – умела она и сама работать, и других организовать. Да так, что в коллективе ни скандалов, ни недомолвок не случалось. Добрая, сердечная, она к каждому находила подход, каждого уважала, никого не обидела.

Очень нравилось путешествовать. До первой поездки (прежде, кроме Богословки, нигде не бывала) она об этом и не подозревала, пока сын, который учился в Ленинградском высшем военном училище ПВО, не попросил, чтобы приехала. Город очаровал, его красотой Анна Васильевна не могла налюбоваться. Три раза там побывала. Потом уже к сыну-офицеру в гости ездила по месту его службы. В Болгарии побывала по путевке от колхоза. «Повидала бабка!» – с удовольствием подытожила Анна Васильевна.

Воспитала двух сыновей и дочь, всем дала высшее образование. Сейчас растут пять внуков и четыре правнука. Приезжать к бабуле любят все. Она же рада каждому визиту, сразу начинает хлопотать, расспрашивать, угощать. Ей нравится, когда в ее доме хорошо и уютно всем.

Материалы полосы подготовила Г. ПТАШКИНА

2659

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom