Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 23.09 72.88 -0.3261
EUR 23.09 85.49 -0.3679
Архив номеров

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВ

2016-07-09

Во все времена государству необходимы были средства на те или иные нужды. Будь то война или женитьба королевского сына, строительство дорог или космическая программа – расходы были необходимы. Откуда государство брало средства и немалые? Во все времена по-разному: дань с покоренных земель, продажа или сдача в аренду государственного имущества, займы… Источников было много. Однако уже с древнейших времен мы замечаем такой источник как налоги. Далеко не сразу они завоевали ведущее положение в доходной части бюджета, но уже ко второй половине 17 века их место было достаточно прочно. Но только в 19 веке наука финансового права была признана как самостоятельная.

Первые упоминания о налогах, складывающихся в определенную систему, относятся к XVIII–XV векам до нашей эры. Уже в одной из первых мировых империй – Древней Ассирии (находящейся на территории современного Ирака) – налоги были введены в отношении всех подданных.

Известно, что в XIII–XII веках до нашей эры подоходный и подушный налоги взимались на территории Персии, Китая и Вавилона. Несколько позднее упоминания о налогах появляются в египетских хрониках. Одним из первых налогов можно считать храмовую десятину. Она имела фиксированную ставку – 10 % от всех доходов, вносилась в строго определенное время, уплата такого пожертвования была обязательным условием жизни в общине.

Финансовая система на Руси начала складываться с конца IХ века, с момента объединения Древнерусского государства. Основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен.

Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве и «плуг» или «соха» (известное количество пашни).

При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII века, а в Закавказье — до начала XX века.

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю в Киев, а под «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины, позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII веках и первой половине XIII века.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так, пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и прочее.

 

Во времена Золотой Орды  основным налогом стал «выход» («царева дань»), взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.

Кроме «выхода» появились и другие ордынские тяготы, из которых главными были: налог непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и другие.

Уплата «выхода» была прекращена великим князем Московским Иоанном III  в 1480 году, после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.  В качестве главного прямого налога Иоанн III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей.

Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво — медовая дань. В XV—XVI веках существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков — яеуся.

Со второй половины XVI века налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, жемчужные — на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников — людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории.

При Иоанне IV Грозном в 1555 году был установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения (XVI—XVII века), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины).

В период царствования Михаила Фeдopoвича Poмaнoва взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.

Финансовая и налоговая политика Российского государства начала складываться при Петре I. Его царствование нередко называют эпохой славных дел. Но многочисленные войны, большое строительство, крупномасштабные государственные преобразования были связаны с постоянной нехваткой финансовых ресурсов. Для пополнения казны требовалось изыскать средства. Петр учредил особую должность - прибыльщиков, в обязанность которых входило "сидеть и чинить государю прибыли", то есть изобретать новые источники доходов. Плодом такого "налоготворчества" стали гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды, а также на церковные верования - раскольники-староверы были обязаны уплачивать двойную подать.

Но в тоже время Петр I старался по возможности обеспечить справедливость налогообложения и равномерное распределение налоговых тягот. Были снижены некоторые прошлые налоги, особенно для людей малоимущих, введена подушная подать, чтобы устранить злоупотребления при переписи дворов. Такая политика привела к росту доходов государства. Во второй половине царствования Петра Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и, по словам историка С.М. Соловьева, "не сделало ни копейки долгу". Финансовыми вопросами в те годы ведали камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия и коммерц-коллегия. При Екатерине II они были преобразованы в экспедицию о государственных доходах. Император Александр I своим Высочайшим Манифестом 8 сентября 1802 года основал Министерство финансов России.

На протяжении XIX века главным источником доходов оставались прямые налоги – «подушная подать» и «оброк» и косвенные налоги, главным образом, акцизы.

В связи с проведением крестьянской реформы 1861 года было введено налогообложение земли, а так же подомовый налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 года  введены акцизные сборы со спиртных напитков (винный акциз).

Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налогпитейный и таможенный сборысоляной налог (в 1862 году введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 году); акциз на керосин (введен в 1872 году); акциз на табак.

В 80-х годах XIX века начало внедряться подоходное налогообложение, был установлен налог на доходы с ценных бумаг.

В России в конце XIX века начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.

Но развитие России было прервано: сначала 1 мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение налогов, акцизов, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и прочее), потом февральская революция (рост инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 года.

Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров  от 24 ноября (7 декабря) 1917 года «О взимании прямых налогов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налогов и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 году. В число основных мероприятий НЭПа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства, замена натуральной заработной платы денежной.

Переход к НЭПу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль. 

В 1930 году в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформы была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60%) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли.  

Во время войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета в 1941-1944 годы введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 году до 40 процентов доходной части бюджета СССР.

В 1986 году в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан и в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 года «О государственном предприятии (объединении)» установлена плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью граждане освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 года.

Законами Российской Федерации от 11 октября 1991 года и 9 декабря 1991 года были установлены плата за землю и налог на имущество физических лиц, так же приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и другие.

В декабре 1991 года был принят Закон Российской Федерации № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с которым  все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 года.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей.

Первая часть Налогового кодекса РФ была введена в действие 1 января 1999 года. Она содержит основополагающие нормы действующего в России налогового законодательства, включая понятия, которые используются в налоговом праве, принципы налогообложения, систему налогов, статус налогоплательщиков и органов власти, которые участвуют в налоговых отношениях, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, нормы об ответственности за нарушение налоговых законов, а также нормы о защите прав налогоплательщиков.

Вторая часть Налогового кодекса РФ была введена в действие 1 января 2001 года и устанавливает правовые нормы в отношении конкретных налогов.

Главой 2 Налогового кодекса в Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Также Налоговым кодексом установлены специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения.

К специальным налоговым режимам относятся:

1)система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) патентная система налогообложения.

В настоящее время совершенствование налогового законодательства Российской Федерации продолжается.

Н. ПОЧЕКАЕВА,

руководитель проекта 

1592

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom